Юбилей без юбиляра. Мардану Фейзуллаеву исполнилось бы 60… (ФОТОЛЕНТА)

И опять эта пресловутая частица «бы»… И опять это условное наклонение, раздирающее душу от отсутствия рядом с нами человека достойного, умного, глубокого, способного не только улавливать, но и передавать весь диапазон разнокалиберных чувств, свидетельствующих не только о богатстве его внутреннего мира, но и о многогранности таланта. Эти слова – о дорогом сердцу каждого из нас Мардане Фейзуллаеве, 60-летний юбилей которого его друзья и коллеги отметили в минувшее воскресенье в московском театре «Жар-птица». Юбилей без юбиляра, ушедшего от нас в августе позапрошлого года. Но говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Поэтому, исключая скрупулёзность русской грамматики в контексте прошедшего времени, юбилей был и с ним, он отпраздновал его вместе с нами и продолжает жить, оставаясь в сердцах и памяти… 

Живя и работая в Москве, этот незаурядный человек пытался передать благодарному зрителю весь спектр своего таланта, ставя как детские спектакли, так и глубокомысленные философские произведения как российских, так и мировых авторов. Организовав в российской столице Театр азербайджанской драматургии «Дервиш», он посредством высокого искусства содействовал тесному знакомству российского зрителя не только в Москве, но и в регионах России с выдающимися произведениями азербайджанских классиков, литературным наследием азербайджанского народа в целом.

Я считаю себя счастливым человеком, потому что имел честь знать его, общаться с ним, радоваться каждой встрече с этим замечательным человеком, всегда излучающим свет и теплоту. Мое знакомство с ним состоялось в театре, когда представители практически всех аккредитованных в России азербайджанских СМИ были приглашены на очередную постановку Мардана Фейзуллаева. Седовласый человек, искренняя улыбочка которого имела некую магическую силу моментального избавления от всех негативных мыслей, умел одаривать зрителей не только своим творческим очарованием и изысканным вкусом, но и дарил собеседнику чувство легкости и непринужденности в общении. При всех своих заслугах он будто даже стеснялся перед камерой, скромно избегая сосредоточения на своей личности и искусно отводя внимание на весь творческий коллектив, благодаря в каждом слове всех и каждого за создание на сцене неповторимых образов и очередного чуда театрального искусства в целом. Встречаясь на иных мероприятиях, он всегда оставался самим собой, даже когда улыбка сменялась еле уловимой нахмуренностью бровей и осевшей на его лице грустью траурного собрания, отражающую проносимую через сердце и переживаемую душой боль своего народа.

Он не жил ради регалий, он жил ради творчества, ради культурного наследия, ради интеллектуального продукта, характеризующегося своей новизной, глубиной мысли и размахом сценического искусства. Его скоропостижную смерть в августе 2017-го знающие его люди восприняли как невосполнимую утрату и неутихающую боль от потери родного человека.

Вечная Вам память, дорогой Мардан муаллим. Низкий Вам поклон за то, что Вы подарили нам всего себя, без остатка. Покойтесь с миром и пусть доносящиеся до небес овации зрителей будут еще одним свидетельством вечной благодарности и неиссякаемой любви к Вам и Вашему творческому наследию.

Занавес…

Роман АГАЕВ

СПРАВКА:

ФЕЙЗУЛЛАЕВ МАРДАН АХМЕДИЯ ОГЛЫ

Родился 3 февраля 1959 года в селе Киш Шекинского района Азербайджанской Республики. После окончания средней школы в 1976 году поступил в театральную студию при Шекинском Государственном Драматическом театре им. С. Рахмана, одновременно работая на должности актера вспомогательного состава. В 1977 -1979 годах служил в армии. После демобилизации поступил в вышеуказанный театр на должность актера вспомогательного состава. В том же году поступил в Азербайджанский Государственный Институт Искусств на актерский факультет. В 1983 году, окончив институт, поступил в Шекинский Государственный Драматический театр им. С. Рахмана на должность актера. Окончил режиссерский факультет Щукинского драматического училища в Москве.

Организатор, генеральный директор и главный режиссёр Московского театра азербайджанской драматургии «Дервиш–театра». 

Режиссёр-постановщик московского театра кукол «Жар-птица».

Медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010), Заслуженный артист Азербайджанской Республики (2011).

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

В. Шекспир «Ромео и Джульетта» — Парис — 1979
К. Чапек «Белая болезнь» — Профессор 1983
Морло «Тамерлан Великий» — Чингисхан 1983
Д. Мамедкулизаде «С думой о вас…» — Пристав 1983
М. Ф. Ахундов «Гаджи Гара» — Худаверди 1983
В. Шекспир «Король Лир» -Эдгар 1979
Анар «Свой Человек» — Али Айризаде
М. Ф Ахундов «Гаджи Гара» — Худаверди
Поставил следующие спектакли:
В Шекинском Государственном Драм. Театре им. С Рахмана:
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» — февраль 1989 г.
Ч. Айтматов « И дольше века длится день» — июнь 1992 г.
И. Друтце « Рыжая кобыла с колокольчиком» — декабрь 1993 г.
М. Байджиев «Дуел» — октябрь 1994 г.
Г, Джавид «Демон»- апрель 1995 г.
/спектакль является лауреатом фестиваля «Золотой дервиш» /
Д. Мамедкулизаде « Сборище сумасшедших» — 1996
Д. Мамедкулизаде «Книга моей матери» — декабрь 1997 г.
Ж, Ануй «Антигона» — 1998 г.
Н. Думбадзе «Белые флаги» — октябрь 1990 г.
А. Несин «Ты не Гара!» апрель 1996 г.
Анар « Шестой этаж пятиэтажного дома» — май 1997 г.
В. Самедоглы «Игра в снежки летом» — март 1996 г.
Б. Вагабзаде «Виселица» — январь 1999 г.
С. Ваннус «Что тот султан, что этот, султан есть султан» — ноябрь 1996 г.
Московский Драм. Театр им. Р. Симонова:
Э. Федотов «Реинкарнация по-московски» 2000 год
А. Несин «Три ходячих несчастье» 2001 год
А. Гафуроглы «Там, на неведомых дорожках…» 2002 год
Московский Драматический театр на Перовской
А. Гафуроглы «С неба упали три яблоко» 2005 год
Московский детский театр «Жар-птица»
Ю.Ким «Чудеса на змеином болоте» -1997
В, Рабадан «Маленькая фея» -2001 г.
В. Гауф «Холодное сердце» 2005 г.
/спектакль является лауреатом фестиваля «Москва город мира»/
Е, Шварц «Новое платье короля» — 2007 г.
П. Ершов «Конек-горбунок» — 2008 г.
Р. Киплинг «Любопытный слоненок» 2010 г.
Московский «Дервиш-театр»
М. Ф. Ахундов «Визирь Ленкоранского хана»
Эльчин «Шекспир»
Б. Вагабзаде «Гюлистан»

Опубликовано 7 февраля 2019, 2:43