Денис Коркодинов: «Армения должна вернуть Азербайджану оккупированные земли»

AzRu.org публикует интервью присоединившегося на днях к «Платформе Мира между Арменией и Азербайджаном» российским политтехнологом, редактором Службы расследований Межгосударственного общественно-политического телерадиожурнала «Мировое сообщество» Денисом Коркодиновым Пресс-службе «Платформы Мира между Арменией и Азербайджаном»

— Какими воспоминаниями совместной жизни армян и азербайджанцев Вы можете поделиться?

— Я родился и вырос в многонациональном доме, где представители разных народов пользовались одинаковыми правами и были дружелюбно настроены друг к другу. Мы ходили в гости как к азербайджанцам, так и к евреям, грекам, туркам, армянам. Мы отмечали праздники всех народов и вероисповеданий только лишь потому, что были дружны со всеми.

Наверное, любой человек, родившийся вначале 1980-х годов на территории Южного Кавказа, может поведать истории о том, что ранее между народами не существовало никакой явной вражды. Это было и в моем детстве. Однако с крушением советского прошлого и ростом самосознания каждого отдельного народа, населяющего постсоветское пространство многое изменилось, в том числе, и в поведении некогда дружных народов. Политика внесла свои коррективы в модели социальной действительности. Тем не менее, не люди виноваты в том, что между ними появились непримиримые разногласия. Виновата политика.

— Экс-президент Армении Роберт Кочарян высказывался о «генетической несовместимости» между армянами и азербайджанцами. Что Вы об этом думаете и что можете сказать о взаимоотношениях армян и азербайджанцев за пределами Кавказа?

— Если уж и кошка с собакой могут жить дружно, то два народа и подавно. Любые попытки создать атмосферу непримиримости искусственны и свидетельствуют лишь о нежелании сотрудничать и договариваться. Генетика никакого отношения к этому процессу не имеет. Просто людям, независимо от их национальности, нужно и важно научиться слышать и слушать друг друга, что на данном этапе исторического развития практически невыполнимо, учитывая запутанный характер национального конфликта.

Однако, мир часто возможно достичь посредством силы, принуждения той или иной стороны конфликта.

Если у армянского руководства хватит смелости вернуть Азербайджану оккупированные территории, то мир между народами и государствами возможен. В противном случае, Азербайджанская Республика имеет полное право использовать весь спектр международных мер принуждения Армении к миру.

— Какие шаги должны предпринять представители этих двух соседских народов для давления на свои политические правительства, чтобы быстро и мирно урегулировать конфликт вокруг Нагорного Карабаха?

— В первую очередь, Армения должна вернуть Азербайджану оккупированные земли, и все вынужденные переселенцы и беженцы должны вернуться в свои родные дома. Это основное условие мира, которое является общепризнанным, в том числе, и на международной арене. В свою очередь, Азербайджан должен представить долгосрочный план реинтеграции Нагорно-Карабахского региона в вертикаль азербайджанской государственной власти, инвестировать экономическое развитие и обеспечить равную правовую, социальную и физическую безопасность общинам Нагорного Карабаха.

Не стоит забывать о том, что Нагорный Карабах — это не только территория, но и население, которое на протяжении последних 25 лет вольно или невольно привыкло жить под армянской властью. С этим населением предстоит значительная работа, чтобы интегрировать его в азербайджанское общество, в рамках высшей автономии в составе Азербайджана. Тем не менее, на данный момент таких планов нет у армянской стороны.

— Армяне и азербайджанцы веками жили на территории Южного Кавказа и сейчас дружно живут в других странах. Как Вы считаете, кто и как виноват в том, что на данный момент между этими народами существует вражда и нетерпимость?

— Как я уже упоминал выше, люди, в большинстве своем, не виноваты в том, что они вдруг стали врагами. Разумеется, есть отдельные индивиды, смыслом жизни которых является тотальная ненависть и мезантропия. Однако это, скорее всего, исключение, нежели норма.

Виновата политика, которая породила такой феномен, как ксенофобию, шовинизм. В настоящее время, армянское руководство придерживается именно этой политики, которая ни к чему хорошему привести не может.

— После апрельских боев в обоих странах выросла военная риторика параллельно с интенсивным вооружением. Как должна реагировать армянская и азербайджанская интеллигенция в такой ситуации? Как они должны сотрудничать в рамках миротворчества?

— Интеллектуальная прослойка социума всегда была и продолжает оставаться индикатором рационализма и прагматичности. Поэтому, как правило, мнение интеллигенции не всегда тождественно мнению политиков, стремящихся к принятию зачастую необдуманных решений.

Азербайджан и Армения рано или поздно должны прийти к миру. Ведь никакая война не может быть бесконечной. Однако на каких условиях возможен этот мир? Вот над этим вопросом и должна думать интеллигенция обеих сторон конфликта. Смогут ли они прийти к общему знаменателю, зависит, опять-таки, от умения слушать и слышать друг друга.

—  Как бы Вы хотели обратиться к народам Армении и Азербайджана, будучи человеком, живущим в стране, где все этносы и нации сосуществуют, не имея при этом никакой вражды?

— Можно было бы обратиться к народам словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!», но на сегодняшний день дружба весьма призрачна. По крайней мере, большинство граждан не готово к дружбе. И для того, чтобы это изменить, нужно проделать очень много работы. Но в первую очередь, должна быть воля к миру.

— Как Вам известно, 6-го декабря 2016-го года на конференции в Баку была учреждена «Платформа Мира между Арменией и Азербайджаном». Разделяете ли   Вы ценности и принципы этой Платформы?

— Да, разделяю. «Платформа Мира между Арменией и Азербайджаном» — жизнеспособная структура, которая способна внести весомый вклад в историю всего мира.

— Как Вы представляете себе Южный Кавказ в будущем? При каких условиях и принципах придет конец конфликтам на Южном Кавказе, и как мы приобретем продолжительный и долгий мир?

— Будущее Южного Кавказа возможно исключительно при создании Общекавказского Дома, что на данный момент является утопией, пока есть территориальные споры, военно-политические притязания друг к другу.

 

Опубликовано 7 июня 2017, 22:57