Православные отмечают Пасху

8 апреля православные России отмечают главный праздник христиан — Пасху, Воскресение Христово. Это самый торжественный, самый победный, самый радостный день в году. Неслучайно на центральное событие церковного года — Пасхальное Патриаршее богослужение в главном храме страны — кафедральном соборном Храме Христа Спасителя собирается каждый год столько верующих. Присутствовали на праздничном Пасхальном Патриаршем богослужении в этом году и первые лица государства: президент России Владимир Путин и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев с супругой Светланой Медведевой, а также мэр Москвы Сергей Собянин, сообщает AzRu.org со ссылкой на «Российскую газету».
В православии общая церковная молитва — явление особенное. Она не просто обогащает молящегося Божьей Благодатью, но и объединяет всех молящихся в одно неразрывное духовное целое — Церковь Христову, семью, соединенную Божественной Любовью, семью, во главе которой Сам Господь Бог. Все молитвы Пасхального богослужения посвящены главному событию праздника Пасхи — Воскресению Христа.

Что же такое Воскресение Христа, как оно произошло? Мы помним, что Светлому празднику Воскресения Христова предшествует трагизм Страстной недели. Христос распят, Христос «испустил дух», как сказано в Евангелии от Луки: «и сделалась тьма по всей земле… и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине». Ученики Иисуса рассеяны, вера их поколеблена, они в отчаянии. Никто, ни враги Христа, ни ученики, несмотря на пророчества, несмотря на предсказание Самого Спасителя, не верит в Его Воскресение, не ждет уже Его Пришествия.

На следующий день, в воскресенье, рано утром ученики Иисуса приходят к пещере и видят, как ангел отваливает камень. Они заходят внутрь и находят там только пелены, в которые было завернуто Тело Христа. Но ученики еще не осознают, что произошло. Они люди, они находятся во власти своих чувств — горя, смятения, растерянности, происходящее все еще выше их понимания. В Евангелии от Иоанна есть поразительный эпизод, рассказывающий о встрече Марии Магдалины с Воскресшим Христом. Думаю, во всей мировой литературе нет ничего и близко приближающегося к строгой поэзии этого короткого евангельского отрывка.

Вот, вместе с учениками Мария из Магдалы рано утром приходит к гробнице и видит ее пустой. Ученики уходят, а Мария остается у гроба одна. Она стоит и плачет — это так понятно. «И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса». Ангелы спрашивают Марию, отчего она плачет? «…унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его», — отвечает Мария. И дальше: «Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса, стоящего; но не узнала, что это Иисус» — слезы, темнота раннего утра, растерянность от случившегося, что тут удивительного?.. И вот уже Сам Иисус спрашивает Марию: «Что ты плачешь?» И она, все еще не узнавая Христа, «думая, что это садовник, говорит Ему: «Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». И тогда Христос обращается к ней по имени: «Мария!» И она мгновенно узнает Его: «Учитель!» В этом узнавании порыв радости. Наверное, Марии хочется убедиться, Он ли это — ей хочется дотронуться до Него, но Иисус останавливает ее. Он говорит, знаменитое: «Не прикасайся ко Мне!» И объясняет: «Ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Часто у тех, кто читает этот евангельский эпизод, возникает вопрос: почему Иисус не позволил Марии коснуться Себя? Ведь когда Фома, усомнившись в рассказе учеников, сказал: «Если не увижу на руках Иисуса ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны… не поверю», Христос предложил ему это сделать? А тут Иисус останавливает Марию: «Не прикасайся ко мне!..» И здесь мы вступаем в область догадок. Во-первых, воскресшего Христа не все сразу узнавали. Так, Иисус в первый же день Сам явился Своим ученикам Луке и Клеопе, которые шли в Еммаус. И по дороге Он рассказывает им о Воскресении, о том, что сбылись пророчества, но ни Лука, ни Клеопа не узнают Иисуса. Узнавание происходит только тогда, когда Воскресший Христос преломил хлеб и подал им. Сказано: «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его». То есть они прозрели, скорее всего, это было духовное прозрение, и сразу после этого Иисус стал невидим для них. Во-вторых, мы действительно можем сказать, что Воскресший Христос стал иным. Смотрите, в самый день Своего Воскресения Он со словами «Мир вам!» является ученикам в запертую комнату. Ученики пугаются, они думают, «что видят духа». Но Иисус говорит им: «что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Больше того, Он просит у них еду и ест ее.

Воскресение Христа из мертвых — это то, что выше нашего рационального, обыденного опыта. Воскресение Христа — это, все-таки тайна, и подобно тому, как Мария, остановленная Иисусом, не стала Его касаться, так и мы должны остановиться и не прикасаться к этой величайшей тайне, величайшему чуду в истории человечества. Как говорит Святейший Патриарх: «Пасха — это не какая-то красивая легенда, не теоретическое богословие и не дань установившемуся в далеком прошлом народному обычаю. Это — самая суть и ядро христианства. Это — это победа, дарованная нам Богом. Со времен апостолов и доныне Церковь проповедует о Воскресении Христа как о величайшем чуде в истории человечества. Она говорит об этом чуде не только как о Евангельском факте, но — что особенно важно — как о судьбоносном событии для всех, кто принял пасхальное благовестие. Данный праздник имеет самое непосредственное отношение к каждому из нас, ибо Воскресение Христово, совершенное Господом искупление падшего мира — это самая большая радость, которую может испытывать человек. Как бы сложна ни была наша жизнь, какие бы житейские невзгоды нас ни обуревали, какие бы скорби от людей и несовершенства окружающего мира мы ни терпели, — все это ничто по сравнению с той духовной радостью, с той надеждой на вечное спасение, которое дарует нам Бог».

«Христос Воскресе!»,  — слышим мы в эти дни повсюду благую весть. И, ликуя, ее подтверждаем: «Воистину Воскресе!» Удивительно, но в день Пасхи радость охватывает сердца даже далеких от Церкви людей. Наверное, потому что каждый из нас испытывал страх перед смертью, а Пасха — это праздник, который дарит жизнь. И для людей звучит самое главное: отныне смерти нет, потому что ее Своей смертью упразднил Иисус Христос. Слова «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» становятся центром всех пасхальных песнопений, в них торжество Воскресения Христова и радость бессмертной человеческой души. В день Пасхи Сам Христос дает нашей душе радость, и человеческая душа, воспринимая благую весть «Христос Воскресе!»,  передает ее в этот мир всему творению Божьему- потому что если смерть уничтожена, то она уничтожена для всех, значит, она не имеет власти над всем творением, и в этот день кажется, что даже природа ликует. «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!»

Праздник Воскресения Христова начинается торжественной пасхальной службой в ночь с субботы на воскресенье и длится всю следующую неделю, называемую Светлой неделей. Вся Пасхальная неделя — как один день Светлой Пасхи, и богослужения  Светлой седмицы фактически одинаковые — кроме крестного хода и  момента открытия, отверзания врат храма, все повторяется. Потому, если вы не сумели попасть на праздничную Пасхальную службу, не надо унывать. Приходите в храм в любой день Светлой недели. Кстати, в эти дни службы проходят при распахнутых Царских вратах — дверях, отделяющих алтарь от основного пространства храма. Открытые Царские врата — символ того, что отныне и рай открыт для нас! Считается, что добрые дела, помощь и пожертвования сиротам, вдовам, больным и обездоленным, совершенные во время Светлой седмицы, помогают снять грех с души.

Опубликовано 8 апреля 2018, 13:55