В условиях де факто войны между Азербайджаном и Арменией, масштабные военные учения одной из сторон, как минимум вызывают негативный отзыв у другой стороны и, естественно, отражают уровень боевой и пропагандистской подготовки стороны, проводившей учения. Как максимум же, учения могут перейти в военные действия.
Одни из масштабных военных учений с 18 по 22 мая провели азербайджанские вооруженные силы. Задачи, цели и итоговые результаты военных учений мы обсудили с азербайджанскими журналистами и экспертами.
Демонстрация силы
Военные учения азербайджанских военных проходили с 18 по 22 мая на военном полигоне Геран, в 30 километров от линии фронта. В учениях принимали участие более десяти тысяч военных различных родов войск. Азербайджанский журналист, специалист по масс-медиа Анар Гасанов отмечает, что, судя по количеству техники и личного состава, привлеченных к учениям, Азербайджан отрабатывал выдвижения оперативных и стратегических резервов для ввода их в сражение в ходе военной наступательной операции.
«То есть, когда на первой полосе обороны противника наше наступление будет развиваться успешно, необходимо будет вводить в сражение корпусные резервы», — считает эксперт.
Азербайджанский журналист, участник Карабахской войны, Камал Али отмечает, что военные учения имели как военный, так и политико-пропагандистский смысл.
«Подобные учения – это месседж для армянской стороны, суть которого заключается в том, что пора перейти от риторики к конструктивным переговорам», — говорит Камал Али. По мнению журналиста, если бы с приходом нового премьера-министра Армении Никола Пашиняна переговоры пошли по конструктивному пути, то возможно, не было бы и военных учений.
Азербайджан, — настаивает Камал Али, — демонстрировал готовность к диалогу с Ереваном. «Но Пашинян своими заявлениями перечеркнул надежды Баку», — считает журналист.
Учения для внутреннего потребителя?
Учения азербайджанских вооруженных сил были масштабными, а также имели широкое пропагандистское освещение в местной прессе в течение четырех дней учений. Пропагандистская цель – показать гражданам Азербайджана решимость властей разрешить Карабахский вопрос военным путем была очевидна. Но, по мнению Камала Али, люди устали от демонстрации готовности решить карабахский вопрос.
«От социальных проблем отвлечь учениями невозможно, так как народ и политики открытым текстом говорят, что устали от демонстрации готовности и хотят военных действий», — поделился своим мнением с обозревателем NewCaucasus.com азербайджанский журналист.
Анар Гасанов, в свою очередь критически оценивает пропагандистское освещение военных учений в азербайджанской прессе, связав это с гибридным типом политического режима страны (демократия с автократической наклонностью). Особую критику эксперта вызвала телевизионная картинка, которая сопровождалась политическим творчеством «экспертов-адвокатов» власти.
«Например, «политические мифотворцы» из экранов, перескакивая с небылицы на небылицу, в которых есть всего по чуть-чуть — звонок Путина Алиеву, а потом и Эрдогану, — всегда возвращались к выводу, что Путин и в этот раз отговорил Алиева от войны», — считает эксперт.
Такой пропагандистский прием, по мнению Гасанова, рассчитан на защиту сегодняшней власти в Баку. Ведь эта искаженная картинка показывает и искаженную действительность.
«Раз Кремль нам не дает освобождать Карабах, то виновата не власть, а Кремль, — думают массы. И, что печально, потребители до сих пор находятся под воздействием этой отчасти искаженной картинки действительности», — сокрушается Гасанов.
«Пояс безопасности»
Надо сказать, что министерство обороны Армении обратило внимание сопредседателей МГ ОБСЕ на азербайджанские учения, которые, по мнению армянской стороны, проходили с грубыми нарушениями Венского протокола 2011 года.
Камал Али и Анар Гасанов при этом отказывают Армении в праве указывать, где и когда проводить военные учения Азербайджану. Анар Гасанов особо отмечает, что так называемый «пояс безопасности» вокруг Нагорного Карабаха, существование которого в 90-е годы обосновывали Роберт Кочарян и Серж Саргсян, потерял свою актуальность.
«Пояс безопасности был актуален тогда, когда в Азербайджане на вооружении были только БМ-21 («Грады»), стреляющие максимум на 21 км. Сегодня в арсенале Вооруженных Сил Азербайджана есть «Смерчи» (дальность стрельбы до 120 км), РМ-70/85 (до 36 км), «Полонезы» (до 300 км), Атмос-2000 (до 41 км), отрк «Точка-У» (до 120 км), отрк «Лора» (до 300 км), «Мста» (до 37 км), «Пион» (до 50 км), ударные беспилотники и пр., позволяющие достать любую точку в Карабахе не двигаясь с места. Все это доказывает абсурдность идеи «пояса безопасности» при таком вооружении Азербайджана», — отмечает азербайджанский эксперт.
Могла ли начаться война с Арменией?
Очень вероятно, что в условиях отсутствия подписанного мирного договора между Арменией и Азербайджаном, постоянных перестрелок на линии соприкосновения противоборствующих сторон, в условиях, когда мировое сообщество занято борьбой с пандемией коронавируса, подобные военные учения наступательного характера могли перерасти в вооруженное противостояние сторон. Армянские вооруженные силы, кстати, в ответ на учения азербайджанской стороны, также провели военные учения с участием реактивных систем залпового огня «Смерч».
Камал Али, однако, выразил сомнение в возможности начала военных действий. Так как во время подобных учений, по его мнению, теряется фактор внезапности и войска противной стороны, как правило, находятся в боевой готовности.
«Для начала войны выбирают момент расслабленности врага. В случае с Арменией лучшее время начала деоккупации Карабаха — шесть часов утра 1 января каждого года», — считает Камал Али.
Анар Гасанов со своей стороны также сомневается в возможности возобновления горячей фазы военного конфликта. По его мнению, азербайджанские СМИ представляют обществу современную власть в Баку в качестве патриота, оплакивающего утраченные во время войны территории и обещающего добиться освобождения Карабаха.
«Но в эту пропаганду, пожалуй, в Азербайджане и за его пределами все меньше уже верят», — особо отметил эксперт.
Сергей Жарков, специально для newcaucasus.com