Валерий Ворона: «Баку — одна из крупных мировых столиц на карте музыкальной культуры» (ИНТЕРВЬЮ)

Российский скрипач, музыкальный педагог, общественный деятель, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, ректор Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова Валерий Ворона поделился с «Вестником Кавказа» впечатлениями об Азербайджане и рассказал о Баку как о музыкальной столице.

— Валерий Иосифович, вы по роду деятельности бываете в разных странах, в том числе в Азербайджане. Как бы вы оценили Баку как музыкальную столицу, как концертную площадку?

— Без преувеличения могу сказать, что это одна из крупных мировых столиц на карте музыкальной культуры, с колоссальными традициями. В первый раз я был в Баку в 1997 году, когда мы отмечали юбилей уроженца этого города Мстислава Ростроповича. Нас принимал Гейдар Алиев. Это был большой праздник. Я бы сказал, всенародный. Из Азербайджана вышло очень много видных музыкантов. Многие мои друзья  учились в Москве. В Азербайджане очень высокий консерваторский уровень, очень серьезная композиторская школа. Основатель нашего учебного заведения Ипполитов-Иванов в молодые годы по линии Русского музыкального общества открывал учебные заведения на Кавказе, в частности школу в Тбилиси, активно сотрудничал с азербайджанскими композиторами. В его время шел какой-то подъем, интерес музыкальных профессионалов, композиторов к национальным школам, очень много возникло интересных сочинений и интересных имен в Закавказье.  На основе открытой Ипполитовым-Ивановым в Тбилиси школы возникла консерватория, а сам он переехал в Москву, где в течение 40 лет был профессором консерватории по рекомендации Чайковского. Он был первым выборным ректором консерватории, а потом основал наше учебное заведение, закладывал общесоюзную систему музыкального образования, и сейчас у нас культивируются заложенные им традиции. Раньше была единая система, а сейчас мы нуждаемся в контактах, в обмене, чтобы улавливать новые тенденции и развиваться, не терять наших накоплений исторических. 

Я также побывал в Баку 2012 году, и был, как сейчас говорят, в культурном шоке. Я приехал в совершенно другой город. Такой динамики развития, чтобы так город расцвел, превратился в абсолютно современный европейского мирового уровня центр, преобразился, возникли уникальные здания с уникальной архитектурой, я, пожалуй, нигде не встречал. С того момента у нас стало более системно выстраиваться сотрудничество. Мы проводили концерт русской народной музыки ”Русские диковинки”, у нашего  ансамбля ”Бабье лето” был европейский тур, и мы заезжали в Азербайджан. Такой теплый прием и такой восторг публики мы мало где встречали. Настоящее братание произошло после концерта, люди не могли разойтись, это было очень впечатляюще. Бакинцы умеют принимать. Гостеприимство тоже в традиции азербайджанского народа.

В постсоветский период мы ездим и по многим республикам, но такого отношения и такой толерантности как в Баку, мы не встречали. Молодежь разговаривает на прекрасном русском языке. Они имеют право учиться и на русском, и на азербайджанском, и на английском. Это цивилизованный подход и к международному сотрудничеству, и по отношению к своему народу, и к молодежи. Нам есть, чему учиться и с точки зрения политической жизни, и в культурной жизни есть что перенимать. Азербайджан очень восприимчив ко всему, что происходит в мире, и очень хорошо это все на свою почву перекладывает в сфере культуры.

Кроме того, я приезжал в Баку со своей студенткой Фирузой Ханджаловой в рамках программы ”Учитель и ученик”. Мы играли вместе и по очереди в школе, специально построенной Гейдаром Алиевым. Там хороший зал и очень хорошие условия, которым может позавидовать любая страна. Также я был в Баку на 200-летии Лермонтова с большой российской делегацией. Тогда был великолепно организован фестиваль, музыкальная программа и литературные столы. Это сильнейший культурный форум. Словом, контакты очень полезные, радужные и очень приятные.

Недавно совсем мы отмечали 25-летие нашего фонда ”Русское исполнительское искусство”, который создали в 1992 году. Это одна из первых общественных организаций в нашей сфере, в культурной жизни. При создании фонда к нам подключилась вся музыкальная элита — и Ростропович, и Башмет, и Третьяков, и Бэлза. Лучшие люди того времени создали Ассоциацию Русской исполнительской школы. Когда мы приезжали в Баку с Ростроповичем, министром культуры Азербайджана был Полад Бюльбюльоглы. Он сам великолепный музыкант, и сейчас в прекрасной форме. Могу честно признаться, что все свои юбилеи я провожу в азербайджанском посольстве. Там проходят концерты, а после концертов приемы. Мы очень дружим. Мы выпустили медаль за вклад в развитие музыкальной культуры, которую одним из первых получил Полад Бюльбюльоглы, а также Иосиф Кобзон, Юрия Симонов, Владимир Чернов, Виктор Третьяков, Денис Мацуев.

Конечно, мы будем рады, если наши отношения будут развиваться по линии профессоров и педагогов. Нашему институту через полтора года исполнится сто лет, и мы надеемся, что будет возможность пригласить азербайджанских деятелей культуры — и ректора консерватории, и музыкантов. Может быть, даже что-то совместное придумаем к этому событию. Надеемся, что будет возможность развивать наше сотрудничество и наращивать наши отношения. 

— Азербайджан с музыкальной точки зрения интересен больше своими народными традициями, например, мугамом, или все-таки как страна, которая приобщается и к европейской классической музыке? 

— И то, и то. Не могу сказать, что превалирует, просто народная почва трансформируется и отражается в классике. Это самое приятное, потому что национальная музыка и композиторская школа тогда обретают свое лицо, заметное в мире. Если подражать европейцам, это будет мало интересно, это будет вторично. Народная же музыка везде звучит во всех странах — и в ресторанах, и на улицах, и по радио. Это нормально. В России этого меньше. Однако именно на основе народной музыки все строится. В Азербайджане как раз нормальный баланс в этом отношении.

— А в вашем творчестве какое место занимает народная музыка?

— Если только по семейному признаку. Моя жена в студенчестве пела дуэтом с Надеждой Бабкиной. Потом они создали ансамбль ”Русская песня”, 20 лет вместе работали, а потом первый состав пошел своей дорогой и стал называться ”Бабье лето”, они по-прежнему продолжают активно концертировать.

Я же как скрипач и дирижер занимаюсь академической музыкой прежде всего. Правда, у нас есть фонд, который поддерживает любые жанры, в том числе и фольклор. И концерты организовываются, и фестивали, и стипендии, и детские концерты. Мы проводим фестиваль в Италии, куда приглашаем вундеркиндов и наших, и итальянских, а также звезд. В рамках фестиваля проходят День фольклора, День джаза, День классики…

Опубликовано 11 апреля 2018, 20:38