Мухтарбек Кантемиров – гордость азербайджанского народа. Памяти народного артиста РФ

Вчера,на 84 году жизни, скончался известный артист цирка и кино, экс-президент Гильдии каскадеров России, президент Федерации боевого метания «Летящий нож», создатель Московского конного театра «Каскадер», народный артист Республики Северная Осетия — Алания и Российской Федерации Мухтарбек Кантемиров, cообщает Trend Life.

Мухтарбек Кантемиров родился 18 февраля 1934 года в осетинской семье профессиональных цирковых наездников. Его отец, Али-Бек Кантемиров, родоначальник знаменитой династии цирковых наездников, создавший первый в России конный цирк «Джигиты Осетии» («Али-Бек»).

Его вряд ли надо подробно представлять многочисленной армии поклонников циркового искусства во всем мире. Достаточно только произнести это имя – и перед глазами представала картина: залитый яркими огнями манеж, по которому под искрометные звуки лезгинки в бешеном галопе проносятся кони, а парни в черкесках проделывают на них на скаку немыслимые трюки. Мухтарбек Алибекович воспитал в своем театре целую плеяду мастеров головокружительных конных трюков.

Мухтарбек с детства обладал великолепными внешними данными и отличался отменной физической подготовкой. Прекрасная координация движений позволила ему в совершенстве освоить многие подвиды конного жанра. Атлетически сложенный, мужественно красивый, умевший превращать исполнение любого трюка джигитовки в апофеоз актерского мастерства. Его незаурядные актерские способности, яркая индивидуальность и успешные роли в цирковых спектаклях привлекли внимание кинематографистов. Фильмы с участием Мухтарбека Кантемирова ценны уже тем, что открывают яркость и многогранность его таланта молодому поколению, лишенному возможности видеть артиста вживую на цирковой арене.

И первой его ролью стала игра в картине режиссера Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой», который сразу же покорил весь бывший Советский Союз и стал шедевром кинематографа. Это было в 1981 году. Затем были фильмы «Заложник», «В двух шагах от рая», «Русь изначальная», «Сказание о храбром Хочбаре», «Марш-бросок», «Парк советского периода», и последней , вновь стала роль в фильме «Не бойся, я с тобой! 1919», который был снят в 2011 году. Спустя 30 лет после первой картины «Не бойся, я с тобой» , 77-летний джигит вновь скакал на коне и спасал своих друзей…

Премьера этой картины прошла в ноябре 2013 года во Дворце Гейдара Алиева в Баку.

Мухтарбек Кантемиров, который принял участие в гала-вечере, в интервью Trend Life рассказал о работе над картинами «Не бойся, я с тобой» и «Не бойся, я с тобой! 1919»

— Мухтарбек, как Вас пригласили на роль Рустама в первом фильме «Не бойся, я с тобой!»?

— Юлий Гусман в театре музкомедии ставил спектакль «Человек из Ламанчи», там нужно было метать ножи, кидать лассо, владеть карате, а никто этого не умел. И тут ему рассказали обо мне. Гусман пришел и предложил сняться в кино в главной роли, к тому времени я много снимался в кино, но в качестве каскадера. Я боялся, что главную роль просто не потяну, но тот оставался непреклонен: «У тебя все получится!» Я познакомился со сценарием. Гусман спросил: «С кем ты хочешь играть, кого видишь в роли Сан Саныча?» Я, не задумываясь, ответил: «Лева Дуров, с которым я был знаком с 1956 года». Гусман же планировал сначала Николая Караченцова, Ролана Быкова, а Дуров был у него лишь третьим претендентом. В итоге, как мне кажется, получился очень теплый, светлый фильм.

— Значит, вы уже до этого фильма были знакомы с Львом Дуровым…

— Эта старая история. В конце 1955 года я служил в армии, на Комсомольском проспекте, где тогда были Хамовнические казармы и манеж. Перед Новым годом к моему командиру пришел некий парень и говорит: «Тут у вас Кантемиров служит, познакомьте меня с ним, пожалуйста…» Ну, меня вызвали, он представился как Лев Дуров и рассказал, что в парке Горького у них намечаются детские новогодние представления, но нужен человек, который умеет ездить на лошади и сможет произнести несложный текст… Так мы познакомились, и до сих пор мы дружим. Пару лет назад мне позвонил приятель и сказал: «Скорей включай телевизор, Дуров интервью дает, и о тебе такие вещи говорит!» Пока я добрался до телевизора, уже все закончилось, но я набрал номер Дурова: «Привет, ты что там на всю страну обо мне рассказываешь?» А он: «Вот я тебе пришлю кассету, сам увидишь!» Потом, пока кассету смотрел, я аж покраснел весь: я и добрый, и умный, и талантливый… Перезвонил и говорю: «Левушка, ну так же нельзя -я у тебя какой-то уж слишком хороший получился…» На что мне Дуров отвечает: «Миша, а о тебе иначе нельзя!» Прекрасный человек!

-В кино вы играли положительных героев, в жизни тоже производите впечатление очень доброго человека. Откуда такое пристрастие ко всему воинственному?

— Гены виноваты (смеется). Мой отец слез с лошади в 90 лет. Если бы он еще работал, то жил бы еще дольше. Так что, по сравнению с ним, я еще мальчишка (улыбается). Да и основными семейными реликвиями Кантемировых, передающимися от отца к сыну, всегда было оружие. У нас династия воинская, слово «кан» означает кровь, а «темир» — железо. Получается, Кантемировы — Железнокровные. Так что сам Бог велел быть при лошадях и оружии. У меня хранятся древняя шашка и кинжал, некогда принадлежавшие моим предкам. Но не это главное. Я с детства помню слова отца: «Дети мои, на всю жизнь запомните — дающий богаче берущего!» Сейчас я могу смело сказать, что эти слова -основа нашей жизни, и я горжусь тем, что мы живем так, как завещал мой отец!

— Расскажите о ваших впечатлениях от съемок фильма «Не бойся, я с тобой! 1919». Какие эмоции испытываете? Ведь прошло 30 лет…

— В первую очередь, это ностальгия, потому что я отработал в цирке 35 лет, и мы очень любили приезжать в Баку. Чудесный город. А потом, когда мы начали снимать в Илису первый фильм «Не бойся, я с тобой» с Юлием Гусманом, у меня осталось очень много добрых воспоминаний, впечатлений об этом, так как была очень хорошая творческая команда. Мы нашли общий язык друг с другом. Получил массу удовольствия от работы с Поладом Бюльбюльоглу, Львом Дуровым, Сергеем Юрским. И когда Юлий сказал, давай вспомним старину, поедем в Илису, я не мог отказаться от такого предложения. Первый фильм тогда гремел, а мне сказали: «Вы — гордость азербайджанского народа, хоть вы и осетин!». Мне было очень приятно слышать такую похвалу, и спустя много лет вновь встретиться с друзьями и партнерами по съемочной площадке, вспомнить былое…Я счастлив работать в Баку еще и по той причине, что когда советская власть уничтожала интеллект, осетины, в том числе и мои предки, нашли приют в Баку. Они похоронены на местных кладбищах. Азербайджанцы приютили многих моих соотечественников, когда им нужен был кров.

Опубликовано 31 августа 2017, 19:20