Константин Райкин: «Баку — удивительное сочетание традиций Востока и Запада в одном пространстве» (ИНТЕРВЬЮ)

На сцене Азербайджанского государственного русского драматического театра имени Самеда Вургуна в Баку впервые прошли гастроли российского государственного театра «Сатирикон имени Аркадия Райкина». Зрителям были представлены два спектакля, в которых главным лицом был художественный руководитель театра, народный артист России Константин Райкин. В беседе с «Москва-Баку» сын Аркадия Райкина поделился своими воспоминаниями об отце, а также рассказал о том, что его связывает с азербайджанской столицей. 

— Константин Аркадьевич, это не первый ваш визит в Баку. Поделитесь впечатлениями о нашем городе… 

— Здесь особая энергетика, свой ритм жизни. Удивительное сочетание традиций Востока и Запада в одном пространстве. Баку для меня очень дорог. И не только потому, что с ним была связана моя семейная жизнь, ведь моя экс-супруга Алагез Салахова была бакинкой. Любовь к вашего городу я унаследовал еще и от отца. Он обожал бакинцев. В Советском Союзе было три города, куда отец с удовольствием ездил на гастроли и зрителей которых он особо выделял и любил – Ленинград, Одесса и Баку. Два последних города объединяла особая энергетика. Именно в Одессе и Баку, с их гремучей межнациональной смесью различных культур и религий, жила замечательнейшая публика, которая очень тонко и правильно чувствовала игру на сцене. 

Я рад, что и сегодня бакинские зрители ждут гастроли театра «Сатирикон». Русский драматический театр, на сцене которого мы сегодня будем выступать, — прекрасный пример того, что русский язык в Азербайджане любят и ценят. Кстати, в этом театре когда-то начинали прекрасные актеры Ролан и Лилия Макаровы, которые потом долгое время служили в театре «Сатирикон». Позже эта красивая пара переехала в Израиль, где Ролан, к несчастью, трагически погиб в автокатастрофе. А с Лилей мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения. 

— Расскажите о папе. Аркадий Исакович был строгим отцом? 

— Он был добрый и вообще меня не ругал. Никогда. Папа обожал меня как артиста. Гораздо строгими оказались мои преподаватели в Театральном институте им. Б.Щукина. На самом деле, с самого детства я понимал, что мне можно делать, а что нельзя. Я знал, что такое плохо, и что такое хорошо. Поэтому каких-то серьезных воспитательных бесед со стороны отца не было. Если папе что-то не нравилось, ему было достаточно просто кинуть в мою сторону строгий взгляд. У него была сильнейшая энергетика, ведь он был скорпион по гороскопу. При желании, папа мог так сгустить пространство вокруг себя, так многозначительно посмотреть, что человеку становилось не по себе. За всю юность я припоминаю только два серьезных проступка, когда папа был мной явно недоволен. Последний случился со мной в 17 лет, когда я вернулся домой навеселе. Отец не ругался, не читал нотаций, он просто посмотрел на меня таким тяжелым взглядом, что больше никакого другого наказания не потребовалось. Я сразу пришел в себя, и мне стало так стыдно… 

— Расскажите о спектаклях, которые вы привезли в Баку. Когда вы задумываете новую постановку, от чего исходите: актеров или волнующей вас темы?
 

— Все это совокупность. Чаще всего я исхожу от материала. Когда читаю пьесу, начинаю видеть некие картинки, которые впоследствии переносятся в саму постановку. В Баку мы привезли два спектакля — «Своим голосом» и «Лекарь поневоле». Моноспектакль «Своим голосом» я играю, можно сказать, уже 45 лет и содержимое этой постановки менялось по мере моего взросления. Раньше в ней было много веселого, этакие зарисовочки, когда зритель прямо выпадал из кресел от смеха. Потом мне стало интересно что-то другое, стихотворный материал стал увеличиваться, мне надоело веселить и захотелось стать другим. Серьезным. И так моноспектакль «Своим голосом» превратился в стихотворный концерт, во время которого я читаю стихи своих любимых поэтов — Александра Сергеевича Пушкина, Лопе де Вега, Давида Самойлова, Николая Заболоцкого, Николая Рубцова, Осипа Мандельштама. Я вожу эту постановку по миру и ее уже посмотрело немыслимое количество народа. 

Второй спектакль, который мы привезли в Баку – это «Лекарь поневоле», поставленный по одному из самых веселых фарсов Мольера. В нашей версии жанр постановки — «комедия втроем». На весь список действующих лиц — только три исполнителя. Этот спектакль, если можно так выразиться, соткан по лекалам Аркадия Райкина. В нем много перевоплощений с переодеваниями, когда три актера играют 12 разных ролей. «Лекарь поневоле» — это детский спектакль для взрослых. Мгновенные перевоплощения, когда актер, скрывается за левыми кулисами, а через несколько секунд появляется из правой, удивляет и поражает зрителей. Три секунды наивного театрального чуда, которое, как мне кажется, очень важно и необходимо в театре.

Опубликовано 26 декабря 2017, 17:07