Технологии изготовления глиняных сосудов жителям Дальнего Востока стали известны более 12 тысяч лет назад, задолго до пирамид Египта и загадочной культуры шумеров. Форму всегда диктовал быт: люди начали с простейших изделий в виде глубокой тарелки, а нанесённый на стенки орнамент, как предполагают учёные, выполнял информативную функцию, сообщал хозяину, что именно в этом горшке хранится, и в то же время оберегал содержимое.
Основы народных ремёсел школьнику Шахназару привил дед, мастер — золотые руки, все, за что ни взялся бы, получалось красиво. Мальчик подражал, ошибок было много, а дед только смеялся, мол, научишься, на своей шкуре нужно все испытать, только так понимание придет.
Путём проб и ошибок
В детстве Шахназар хотел стать историком, потом археологом, потом архитектором, но жизнь расставила все по своим местам.
Здесь освоил несколько профессий, в 1996 году закончил колледж искусств по специальности «художественная обработка древесины», а через пару лет устроился на завод керамики, был такой в Хабаровске. В одном из цехов увидел бесхозный гончарный круг. Глины вокруг много, она бесплатная, начал в свободное время осваивать и кое-чему научился. Завод закрылся, а через несколько лет супруга случайно увидела объявление: «в музей археологии требуется гончар». На собеседовании показал, что умеет, и тут же влился в ряды сотрудников. С тех пор только совершенствует искусство.
Плетёнка и спираль друг другу помогают
В хабаровском музее археологии появились курсы, где Шахназар Шахназаров знакомит желающих с основами лепки из глины, работой на гончарном круге и технологиям обжига. За несколько лет обучил более 50 человек, некоторые из них открыли собственные школы мастерства производства керамики, но его это не беспокоит, в профессии еще уйма тайн, всех ученикам не раскроешь, потому что сам чуть ли не каждый день находишь в мастерстве уникальное.
Говорит, что хотел бы изучить мастерство производства фарфоровых изделий, но пока для него это слишком дорогое удовольствие: теоретические знания есть, а особых материалов и оборудования нет.
Материал для своих изделий он нашёл неподалеку от города, два участка — на Красной речке и на Осиновой речке, качество его устраивает. Хватает и для скульптур, и для декоративной керамики, но главное направление творчества всё же гончарное – сосуды, кувшины, чаши. Экспериментирует с традиционными орнаментами древнего Приамурья, что неоднозначно воспринимают профессиональные археологи: как так, «вознесеновская спираль» соседствует с «амурской плетёнкой», это же разные эпохи, между которыми столетия.
Но гончар Шахназаров считает, что вправе использовать в своих узорах те символы, которые за многие века не исчерпали своей значимости. Все они родились на дальневосточной земле, а значит, вполне могут стать элементами особого орнамента, присущего только этой территории. Чтобы человек смог взять в руки вещь с таким рисунком и ему сразу стало ясно – сделано на Дальнем Востоке.