Фонд Гейдара Алиева представит в Санкт-Петербурге выставку азербайджанских художников

Выставка «Рожденные ветром Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов» откроется в Санкт-Петербурге 25 мая в музее «Эрарта». Об этом сообщается на сайтах Фонда Марджани и музея «Эрарта», сообщает AzRu.org.

Выставка является продолжением проекта «Созвездие Апшерона», с успехом представленного прошедшей зимой Фондом Гейдара Алиева, Фондом Марджани при поддержке Посольства Азербайджан в России в Государственной Третьяковской галерее.

Экспозиция включает более 40 произведений живописи и скульптуры из коллекций крупнейших музеев Азербайджана: Национального музея искусств Азербайджана, Государственной картинной галереи Азербайджана, Музея современного искусства, музея «Живопись Азербайджана XX—XXI веков». В экспозицию вошли картины, принадлежащие бакинским галереям «Нар» и QGallery, скульптуры, предоставленные Фазилем Наджафовым, и произведения из коллекции московского Фонда Марджани.

В эскпозицию войдут работы представителей уникального творческого содружества — «Апшеронской школы», живопись и скульптура, вдохновленная природой и духом скалистого, огнедышащего Апшеронского полуострова в Азербайджане.

Наряду с произведениями Тогрула Нариманбекова, Геюра Юнуса на выставке представлены картины Джавада Мирджавадова, Тофика Джавадова, Ашрафа Мурада, Камала Ахмеда, Расима Бабаева и скульптура Фазиля Наджафова. Эти мастера составляют уникальное творческое содружество, сложившееся в азербайджанском искусстве в 1960—1980-е годы и получившее название «Апшеронская школа». Новаторы и бунтари, они оказали огромное влияние на современную живопись Азербайджана и во многом определили пути ее развития.

Всех художников объединяет любовь к родному Апшерону. Своеобразная природа полуострова, его история и особый характер сформировали апшеронскую тему — сквозную в азербайджанском искусстве и одновременно сокровенно личную у каждого мастера.

Апшерон — символ родины и неисчерпаемый источник вдохновения. Органичной частью творчества художников стали образы и приемы азербайджанского фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, монументальных росписей, книжной миниатюры, доисторических памятников Гобустана.

Апшеронский полуостров находится на западном побережье Каспийского моря. Это геологическое продолжение Большого Кавказского хребта. Здесь господствует насыщенный солнечным теплом ветер, он разносит повсюду терпкий аромат моря и нефти. Множество стихий соединилось на Апшероне в единое целое, даруя этому уголку земли и его жителям мощную витальность и яркий темперамент. Апшеронская земля породила немало талантливых и самобытных художников. Произведения наиболее ярких мастеров, работавших в 1960–1980-е годы, отражают основные тенденции времени и представляют разные грани азербайджанской национальной художественной школы.

В 1960-1980-х годах формируется и активно развивается сообщество художников, получившее название «апшеронская школа». Творчество представителей сообщества – Джавада Мирджавадова, Расима Бабаева, Тофика Джавадова, Ашрафа Мурада, Камала Ахмеда, Фазиля Наджафова не вписывалось в официальные рамки, однако их творчество выдержало испытание временем и сейчас представляется ярким воплощением азербайджанского искусства того периода.

В 1960–1980-е годы творческий подъем происходит в творчестве живописца Тогрула Нариманбекова, в то же время постепенно обретает свой почерк художник Геюр Юнусов.

Творчество азербайджанских мастеров 1960–1980-х годов – явление уникальное по цельности и одновременно мультикультурное в своих истоках. Каждый из них индивидуально воспринимал и перерабатывал национальные традиции – фольклорные и мифологические сюжеты, искусство миниатюры, орнаменты ковров. В то же время в работах художников можно найти отголоски мексиканского искусства, африканской пластики, художественные традиции доколумбовой Америки, Индии, Центральной Азии, искусства ХХ века Европы и Америки. Несмотря на столь широкую географию интересов произведения апшеронских художников узнаваемы и вписаны в национальный контекст благодаря излюбленной системе образов, ярким метафорам, колористической гамме, пластике и многим другим особенностям, которые характеризуют целое направление в искусстве.

Выставка продлится до 27 августа.

Опубликовано 23 мая 2017, 13:14