2 августа отмечается День национального кино Азербайджана

2 августа отмечается День национального кино Азербайджана, который учрежден Распоряжением Президента Азербайджанской республики Гейдара Алиева от 18 декабря 2000 года, сообщает AZRU со ссылкой на Trend Life.

Представляем читателям  материал о зарождении и ранних годах азербайджанского кинематографа, который отмечает свое 120-летие.

Всем известно, что первый публичный показ «кинематографа братьев Люмьер» состоялся 28 декабря 1895 года в «Большом кафе» на бульваре Капуцинов в Париже.

Десятки операторов, обученных Люмьером, распространили это искусство по всему миру. Они и создали известность в большей части земного шара слову «синематограф» (или его производным «синема», «сине», «кино» и т. д.), означающему новый вид зрелища. Русский царь, английский король, австрийская императорская семья — все коронованные особы хотели видеть новый вид искусства и этим создали ему большую рекламу.

Первые фильмы Мишона

Спустя три года «синематограф» появился и в Баку. 8 января 1898 года в Баку был проведен показ французских фильмов — «Оживленные фотокартины». В мае этого же года известный бакинский фотограф еврейского происхождения Александр Мишон снял в Баку свои первые сюжеты: «Народное гуляние в городском сквере», «Пароход общества «Кавказ и Меркурий» отправляется в плавание», «Утро на Базарной улице» (ныне проспект Азербайджана), «Поезд прибывает на железнодорожную станцию».

Затем Мишон снял несколько увлекательных сюжетов об известных личностях поселка Балаханы — родины многих крупных бакинских нефтепромышленников, о клокочущих нефтяных фонтанах этого щедрого на нефть края. А первый в Азербайджане киносеанс состоялся именно в рабочем клубе поселка Балаханы, и это явилось самым ярким событием культурной жизни бакинцев той эпохи. Это произошло 2 августа, когда Мишон продемонстрировал авторскую программу из трёх кинохроник и одного документального фильма: «Пожар на нефтяном фонтане в Биби-Эйбате», «Церемония проводов Его Превосходительства Бухарского эмира на пароходе «Великий князь Алексей», «Кавказский танец» и «Попался».

В газете «Каспiй» за 2 августа 1898 года было напечатано следующее объявление: «В воскресенье, 2 августа 1898 года в театре-цирке В.И.Васильева-Вятского, фотограф А.М. Мишон, снимающий коллекцию оживленных фотографий Средней Азии и Кавказа для предстоящей всемирной выставки в Париже, будет демонстрировать только один раз усовершенствованный «Кинематограф» братьев Люмьер, построенный инженером I. Carpentier. Между прочими картинами будут показаны: 1. Пожар на нефтяном фонтане на Биби-Эйбате. 2. Проводы Его Высочества Эмира Бухарского на пароход «Вел. кн. Алексей». 3. Кавказская пляска. 4. «Попался» — юмористический случай в бакинском городском саду. ПОДРОБНОСТИ НА АФИШАХ. НАЧ. В 9 ЧАС. ВЕЧЕРА».

А спустя два месяца в газете «Каспiй» от 10 октября 1898 года было опубликовано:

«Киноаппарат, которым Мишон снимает оживленные фотографии, не имеет аналогов в России. Он позволяет снимать живые сюжеты и демонстрировать их на сцене размером в пять саженей» (сажень — русская мера длины, равная 2,1336 метра)».

Мишон добился также успеха, продемонстрировав эти фильмы во Франции.

«В царстве нефти и миллионов»

В 1915 году в Баку была создана контора кинопроката. Она была учреждена акционерными обществами братьев «Пироне». Кроме них в Баку функционировали филиалы и других иностранных кинофирм («Пате», «Фильма» и др.) В том же 1915 году общество «Пироне» приступило к съемкам фильма «В царстве нефти и миллионов», ставшего первым художественным азербайджанским фильмом. Фильм был снят по одноимённому роману М. Мусабекова. Съемку фильма финансировали местные нефтепромышленники. Так, для снятия фильма из Петербурга был приглашён режиссёр Борис Светлов. В Баку и окрестных сёлах снимали пейзажи, в Тифлисе же — сцены, связанные с павильонами. В фильме, в роли Лютфели-бека, снялся известный тогда актёр театра Гусейн Араблинский.

Первая азербайджанская кинокомедия «Аршин мал алан», имевшая большой успех, была снята в 1916 году, на основе одноимённой оперетты композитора Узеира Гаджибекова. После провозглашения независимости Азербайджанской Демократической Республики 28 мая 1918 года, в 1919 году был продемонстрирован документальный фильм «Первая годовщина правления мусават в Азербайджане».

20-е годы

В 1922 году руководство Азербайджанской ССР приняло решение о создании первой в республике кинофабрики. В 1923 году специальным декретом Совета Народных Комиссаров было учреждено Азербайджанское фото-киноуправление (АФКУ), осуществлявшее меры по национализации и объединению фото-кинотеатров и прокатных контор отдельных предпринимателей. При АФКУ в то время существовали такие кинотеатры как «Тейяре», «Эдисон», «Миллион», «Ладья», «Меденчи» («Промысловик») и др. В 1924 году на экранах появился двухсерийный художественный фильм «Легенда о Девичьей Башне», снятый режиссёром В. В. Валльюзеком. Создатели фильма применили при съёмках восточную экзотику.

При АФКУ в 1925 году по инициативе Ш. Махмудбекова была организована студия по подготовке в Азербайджане национальных актёрских и режиссёрских кадров. В этой студии обучались Джафар Джаббарлы, М. Микаилов, А. Таиров и др. Для повышения художественного качества фильмов и развития национальных кадров в Баку приглашались известные кинорежиссёры, такие как В. И. Пудовкин, И. А. Шевченко, Н. М. Шенгелая, Михаил Чиаурели, а также кинооператоры Г. М. Лемдег, В. Р. Лемке, А. В. Гальперин, И. С. Фролов, Я. М. Фельдман, Л. Л. Косматов, В. М. Шнейдер и др. К кинотворчеству привлекались Джафар Джаббарлы, Аббас Мирза Шарифзаде и др.

В 1920-е годы главной тематикой в азербайджанском кино была борьба против религиозного фанатизма, революция и свобода женщин. В эти годы вышли такие фильмы как «Бисмиллах» (1925 год, режиссёр Аббас-Мирза Шарифзаде и А. Валово), «Дом над вулканом» (1929 год, режиссёр Бек-Назаров), «Гаджи Гара» (1929 год, режиссёр Аббас-Мирза Шарифзаде). Образ азербайджанской женщины, борящейся за свободу, был воспроизведён в фильме «Севиль» (1929 год, режиссёр Бек-Назаров)

В эти годы местными и иностранными кинокомпаниями снимались кинохроники и документальные фильмы, повествующие о городской жизни, нефтепромыслах. Первая кинохроника «Прибытие IX Красной Армии в Баку» была создана в 1920 году. В этом же году была создана кинохроника «Первый гурултай (собрание) восточных народов». В последующие годы создавались репортажи, связанные с соответствующими событиями: наряду с документальными фильмами такими как «III годовщина Советского Азербайджана» (1923 год), «Пожар на нефтяных промыслах в Сураханы» (1923), «Похороны Наримана Нариманова» (1925), Прибытие М. Фрунзе в Баку (1925) и др. снимались фильмы и на научные темы. В 1925 году режиссёр Аббас Мирза Шарифзаде закончил съёмки фильма «Путешествие в Азербайджан», повествующий о культурной и промышленной жизни республики. В 1920-е годы издавался киножурнал «Азербайджанский экран» (4-5 раз в год), знакомящий зрителей зрителей с достижениями а производстве и культурной жизни республики.

30-е годы. Появление звука

В начале 30-х годов темы для художественных фильмов брались из современной жизни. Снимались фильмы и на историко-революционные темы. К ним относятся такие фильмы как «Лятиф», «Исмет», которые были сняты соответственно в 1930 и 1934 годах режиссёром М. Микаиловым; «Алмаз» (1936) и «Новый горизонт» (1940), снятые соответственно режиссёрами А.Гулиевым и Г. М. Брагинским. В 1938 году режиссёром В. В. Туриным была снята картина «Бакылылар» («Бакинцы»). Среди немых фильмов 30-х годов особо выделяются полнометражные фильмы «Путь к Востоку», снятый режиссёром А. А. Маковским в 1934 году и «Азербайджанское искусство».

В 1940 году первый профессиональный азербайджанский кинорежиссёр Самед Марданов, скончавшийся в раннем возрасте, закончил съёмки единственной в своей жизни картины «Кяндлиляр», которая переводится как «Крестьяне». Это одна из лучших азербайджанских картин. Некоторые фильмы Азербайджана, такие как «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря», снятые на нефтяную тему и связанные с нефтяниками Каспия, были известны и за пределами страны, в том числе и на Каннском кинофестивале.

В 1935 году знаменитым режиссёром Борисом Барнетом на «Азерфильме» был снят первый звуковой фильм Азербайджана «У самого синего моря». В фильме снимались выдающиеся советские актёры Николай Крючков и Лев Свердлин. В целом с 1936 по 1941 год было снято более 10 звуковых фильмов.

С появлением звука начало развиваться и документальное кино. В 1935 году Б. В. Пумянский и В.Еремеев, будучи режиссёром и автором сценария соответственно, сняли односерийный документальный хроникальный киноальманах «Прославленный Азербайджан». Именно в этом фильме синхронно с выступлениями героев очерка впервые был передан дикторский текст. Начиная с 1939 года под новым названием «Орденоносный Азербайджан» начал издаваться киножурнал «Азербайджанский экран».

Опубликовано 2 августа 2018, 11:44