Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль: «Все мы должны быть благодарны бакинским нефтяникам»

Сегодня, во второй день выставки «Нефть и газ Каспия», проходящей в Баку, президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль в эксклюзивном интервью «Москва-Баку» вспоминает великую историю, выдающихся бакинских нефтяников, Гейдара Алиева, которого Геннадий Иосифович достаточно близко и хорошо знал и объясняет, почему выставка «Нефть и газ Каспия» привлекает к себе внимание всего мира, включая Дональда Трампа.
 
— Геннадий Иосифович, выставка «Нефть и газ Каспия» проводится уже в 24-й раз, и интерес к ней в среде элиты нефтегазовой отрасли остается неизменно высоким.

— Это естественно. Во-первых, если знать историю, то наша нефтяная промышленность начиналась, может быть, с Кавказа и Кубани, но все же серьезные добычи нефти возникли только с появлением бакинских промыслов. И неслучайно у нас популярен титул «Первый Баку», по аналогии с первым Римом. Первый Баку – это непосредственно, сам Баку, столица Азербайджана. Затем возник «Второй Баку», который оказался намного больше, но все-таки он был уже вторым. Урало-Поволжье, Башкирия, и в этом году как раз отмечалось 85 лет башкирской нефти. Татарстан, Куйбышевская область…

А потом наступило время «Третьего Баку», Западной Сибири, которая по объему в двадцать раз больше, чем «Первый Баку», однако опять же подчеркиваю, ей достался титул «Третьего Баку». Ну а четвертому, наверное, уже не бывать (смеется).

— Как и четвертому Риму…

— Как видите, Баку изначально все измеряется. Первые большие наши дела рождались там. Знаменитый Дмитрий Иванович Менделеев высказал мысль о перекачке нефти по трубам, подобно воде, а выдающийся русский инженер Шухов построил первый в России нефтепровод в районе Баку, памятник Шухову стоит и сегодня рядом с офисом «Лукойла».

Многие передовые советские нефтяники либо родились, либо учились в Баку. Например, Николай Константинович Байбаков, которого мы считаем нашим патриархом, корифеем всей нашей нефтяной отрасли, родом из Баку. К нему и отношение там очень хорошее: в Азербайджане Николаю Константиновичу установлен памятник, его именем назвали улицу.

И многие другие, в частности, мой хороший друг, уже, к сожалению, ушедший из жизни, Фарман Салманов, азербайджанец по национальности, закончил Бакинский нефтяной институт, а затем всю свою жизнь проработал в Сибири. Открыл множество новых месторождений, Герой Соцтруда, лауреат Ленинской премии, совершенно удивительный человек с уникальной интуицией, или, будем так говорить, нюхом на нефтяные месторождения, поэтому он столько их и понаоткрывал!

Так что, в принципе, мы во многом равнялись на Баку, тем более, что и многие заводы, связанные с производством нефтяного, нефтегазового оборудования были именно в Баку. Конечно, когда мы разделились, пришлось создавать заново многие предприятия, а некоторые так и не воссоздали, потому что не хватило и опыта, и ума-разума, если совсем откровенно.

Если говорить о сегодняшнем Баку, то по объемам добычи и Россия, и Казахстан пока его превосходят, но перспективы у Баку в любом случае очень интересные. Несколько месяцев назад, 6 марта, мы проводили большую конференцию двух университетов, московского Университета нефти и газа имени Губкина и Азербайджанского государственного университета нефти и промышленности.

Очень многое по-прежнему связывает наши ведущие вузы и наши страны в плане научных достижений и разработок! Тут многие вещи даже не нуждаются в комментариях и объяснениях: первыми в мире добывать нефть на шельфе начали где? В Баку! Это было первенство в развитии морской добычи. Сейчас уже на шельфах морей и океанов добывается треть мировой нефти, это примерно полтора миллиарда тонн. Но первыми были нефтяные бакинские камни.

Или возьмите годы войны. Вторая мировая война была «войной моторов». А моторы нужно же чем-то заправлять! И в основном, воевали мы, конечно, на бакинской нефти. Уже появился к тому времени и «Второй Баку», башкирская нефть, но она имела, может быть, процентов 10-15. Но все равно, остальное – это, естественно, Баку. Поэтому все мы сейчас должны быть благодарны бакинским нефтяникам за их героический подвиг в годы войны. Обязательно нужно вспомнить и о том, как бакинские нефтяники помогали развивать «Третий Баку», Западную Сибирь. И сегодня мы все понимаем, какую большую роль играет нефть в экономике и России, и Азербайджана, и как мы связаны нашей общей выдающейся историей!

Вообще, здесь нужно еще сказать одну вещь: Азербайджану очень повезло с лидерами. Я часто бываю в азербайджанском посольстве в Москве и вижу, как особенно отмечаются две даты. Одна из них очень радостная – это день рождения азербайджанского лидера Гейдара Алиева. И вторая – день его памяти, в декабре.

— Вы хорошо знали Гейдара Алиева?

— Достаточно неплохо знал. Поистине уникальный человек, который очень многое сделал не только для развития Азербайджана, но и в тот период, когда работал первым заместителем Председателя Совета Министров СССР. Гейдар Алиев отвечал за очень важные сферы. Это, прежде всего, транспорт… У нас в то время была еще и так называемая комиссия по оперативным вопросам. Комиссия, по сути, управляла всем государственным экономическим строительством в стране. Так вот, ее возглавлял тоже Гейдар Алиев. И он очень многое сделал в этой должности. Проблем, которые ему приходилось экстренно решать ежедневно было не меньше, чем сейчас, а может быть, даже и больше. Потому что и республик было больше, и сложностей, соответственно, немало, но он находил возможности для участия, находил удачные, правильные решения.

Мне приходилось бывать у него и на селекторных, и на простых совещаниях. Я работал тогда первым заместителем министра в Нефтегазстрое, это было одно из ведущих министерств по сооружению объектов нефтяной и газовой промышленности. Много мы бились над проблемами с транспортом, погрузкой и выгрузкой вагонов, за что нам от Гейдара Алиевича часто перепадало…

— За что перепадало?

— Не успевали вовремя. Вы только представьте, в том же Уренгое мороз минус пятьдесят, никакая техника наша, отечественная, не могла работать, стрелы ломались, как деревянные! Только японские трубоукладчики выдерживали, KOMATSU. Но это никого не интересовало. Надо было обеспечить, и все! Поэтому, перепадало, конечно, за дело!

А потом, когда Гейдара Алиевича, к сожалению, освободили от всех этих должностей, хотя он еще мог работать и приносить большую пользу нашей стране… Так получилось, есть такое местечко в Подмосковье, «Лесные дали», тогда оно принадлежало правительству СССР. Нам там давали комнаты на лето, и несколько лет мы оказывались с Гейдаром Алиевым в одном корпусе, поэтому я его видел и в обычной, бытовой обстановке, мы могли посидеть, пообщаться. 

Прекрасно помню, как Гейдар Алиев играл со своим маленьким внуком. Малышу было годика 4-5, и как он бережно, трепетно относился к мальчику. Это в крови у многих кавказских народов – такое отношение к детям… Не знаю, может быть он порой его и воспитывал, но я такого не замечал.

В душе ему после того несправедливого увольнения было очень нелегко. Но… После такого увольнения Гейдар Алиевич имел, конечно, право обидеться, однако он вел себя очень достойно. Никому не жаловался, и всегда был очень скромным. Гейдар Алиев, я считаю, мог бы стать очень интересным лидером нашей страны, но он стал лидером Азербайджана, и это стало для Азербайджана большой удачей.

— Гейдар Алиев действительно мог стать президентом СССР вместо Горбачева?

— Как говорил мой друг и учитель Байбаков – «Горбачев – это ошибка истории». Но она, увы, имела место, и мы имеем то, что имеем.

— Те времена, когда мы были одной страной, уже прошли, сейчас что-то связывает Россию и Азербайджан в нефтегазовой отрасли?

— Это больше информационное сотрудничество. Потому что мы справляемся своими силами с тем, что у нас есть, какое-то оборудование, которое раньше производил только Азербайджан, мы научились делать у себя, что-то покупаем у Китая, так как китайцы продают значительно дешевле.Соответственно, наши сегодняшние контакты – скорее научного плана, научно-технического. Конечно, мы обмениваемся информацией, азербайджанские нефтяники бывают на наших мероприятиях, мы приезжаем к ним, я нередко бываю в посольстве Азербайджана и как раз на прошлой неделе был на праздновании Дня Республики.

— Участникам выставки «Нефть и газ Каспия», проходящей сейчас в Баку, приветственное письмо прислал даже Дональд Трамп. С чем связано такое особенное внимание со стороны президента США?

— Азербайджан обращает на себя внимание по многим позициям. Они замечательно провели Первые Европейские игры, и в целом Азербайджан играет все более заметную роль на международной арене. А, учитывая тот опыт в нефтегазовой сфере, который имеется у Баку – это очень серьезно и для мировой экономики, и для мировой политики. Поэтому такая страна наравне с Россией, Саудовской Аравией, Соединенными Штатами, Объединенными Арабскими Эмиратами, Кувейтом и Китаем входит в число ведущих нефтяных стран мира, естественно, господин Трамп понимает такие вещи, и он правильно сделал, что поприветствовал бакинскую выставку.

Опубликовано 1 июня 2017, 17:47