Олег Кузнецов: «Азербайджан обладает несомненным военно-техническим превосходством над Арменией»

В интервью «Москва-Баку» политолог Олег Кузнецов выразил свою точку зрения на последние события вокруг нагорно-карабахского урегулирования – столкновения между ВС Азербайджана и Армении 15 мая, последовавшие заявления МИД Азербайджана и сопредседателей ОБСЕ, а также заявления президента Армении Сержа Саргсяна по нагорно-карабахскому урегулированию в первый день работы парламента страны 6-го созыва.

-Напряжение вокруг нагорно-карабахского конфликта снова растет. 15 мая в зоне нагорно-карабахского конфликта произошли столкновения. Азербайджанская сторона сообщила, что в Физули-Ходжавендском направлении фронта ВС Армении вывели на новую позицию зенитно-ракетный комплекс «Оса» с целью обеспечения контроля над воздушным пространством. И, как отметила азербайджанская сторона, «с целью устранения опасности летательным аппаратам Азербайджана и предотвращения активности противника» были уничтожены комплекс «Оса» вместе с транспортно-заряжающей машиной. Такую информацию опубликовало Минобороны Азербайджана…

-Действительно, уничтожение азербайджанскими военными на боевых позициях ВС Армении зенитно-ракетного комплекса «Оса», видео удара по которому было снято с беспилотного летательного аппарата и впоследствии распространено пресс-службой Министерства обороны Азербайджана, наделало много шума не только в прессе, но также среди военных и политиков. По факту ЗКР «Оса» был уничтожен на боевой позиции точечным ударом или ракеты, или реактивного снаряда. Причем ЗРК Армении как раз должен был сбивать азербайджанские ракеты, впрочем как беспилотник, который заснял момент попадания в эту боевую машину. А вышло обратное. Таким образом, азербайджанская сторона еще раз на практике дала понять, что обладает несомненным военно-техническим превосходством над армией Армении, и в случае нового витка эскалации конфликта способна реализовать это превосходство в боевой обстановке.

Не только армянское командование, но и все военные эксперты, обслуживающие Минскую группу ОБСЕ, также прекрасно это поняли, а поэтому не могли промолчать и опубликовали заявление, так как этот факт сам по себе показывает всю шаткость ситуации вокруг нагорно-карабахского урегулирования и полное отсутствие баланса сил в регионе.

-Сопредседатели выступили с заявлением, но в нем лишь заявили о ракетном ударе Азербайджана и призвали стороны предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта. Но как и отметил МИД Азербайджана, сопредседатели ничего не сказали о том, что Армения обязана вывести свои войска с оккупированной территории Азербайджана, а также в заявлении не было никакого упоминания о 25-й годовщине оккупации ВС Арменией Лачинского района Азербайджана…

-Когда сопредседатели МГ ОБСЕ выступали со своим заявлением, то они в самую последнюю очередь думали о том, что оно совпадет с какой-либо датой из истории Карабахской войны. Я более чем уверен, что хронологии той войны они вообще не знают и знать. Не думаю, что ее сопредседатели специально выбирали или подгадывали свою реакцию, точнее — ее публичное выражение именно к 25-летию оккупации Лачина.

МИД Азербайджана для того и является политическим ведомством, чтобы делать политические же заявления в интересах своей страны. Со стороны МГ ОБСЕ будет принят во внимание сам факт возражений, то, что официальный Баку считает себя правым в уничтожении армянского зенитно-ракетного комплекса.

-18 же мая на первом заседании парламента Армении Саргсян заявил: «Утверждать, что старые документы могут послужить разрешением конфликта, значит грешить против реальности. Документ от декабря 1997 года претендовал не на решение вопроса, а на прекращение вооруженного конфликта… Мы не хотим сохранять статус-кво ни днем больше. Армения не раз высказывалась за нахождение компромисса на основе признания права народа «Арцаха» (Нагорного Карабаха – прим. ред.) на самоопределение», — сказал Саргсян. Как вы можете прокомментировать его слова?

-Это заявление главы Армении ориентировано на внутреннюю, а не внешнюю аудиторию, в отношении которой будет избрана совершенно другая тональность и фразеология. Скажу о причинах, обусловивших столь радикальную смену позиции Сержа Саргсяна относительно нагорно-карабахского урегулирования. Я считаю, что он сменил тон поскольку после того, как граждане Армении проголосовали за смену президентской республики на парламентскую, Саргсян перестал нести персональную ответственность за политическую и историческую судьбу страны. Трансформация Армении из президентской республики в парламентскую дала ему возможность разделить бремя ответственности за страну между всеми депутатами Национального собрания Армении, тем самым превратив их в соучастников принятия решений по нагорно-карабахскому урегулированию. Именно поэтому его речь не только по форме, но и по содержанию похожа на инструктаж подчиненных, дескать, «мы будем делать это, то и вот это», но никак не на пространное политическое заявление. Смысл его речи можно изложить примитивно просто: мы будем всеми руками, ногами и зубами цепляться за Карабах, иначе погибнет не только политический режим, но и рухнет вся идеология, которой жил армянский народ последние 150 лет. Или Карабах — или полный крах. «Третьего не дано», как говорили древние латиняне. Именно так, на мой взгляд, и следует рассматривать это его заявление.

— Вы являетесь инициатором петиции в адрес Государственной Думы Федерального Собрания РФ с требованием признать геноцид азербайджанцев в Ходжалы в феврале 1992 года. Как Вы считаете, насколько вероятно, что петицию в Госдуме рассмотрят?

-Государственная Дума РФ является в силу своего статуса тем органом, который уполномочен в структуре федеральной власти принимать подобные политические заявления, поэтому ни в какой другой адрес петицию адресовать было нельзя. Конечно, факт создания петиции и ее направления в соответствующий адрес не означает, что ее требования обязательно удовлетворят. Результатом петиции в идеале должны стать парламентские слушания в Государственной Думе РФ по вопросу политической оценки событий в Ходжалы в феврале 1992 года. И моя главная цель — инициировать такие слушания, а вот смогут ли на них аргументированно отстоять свою точку зрения представители Азербайджана — это уже следующий вопрос, к которому нужно быть готовым после того, как под петицией будет собрано психологически весомое количество подписей.

Дело в том, что в России нет официальной регламентации количества подписей под петицией для того, чтобы она была принята к рассмотрению. Но есть практика, наглядно показывающая, с какого момента российские власти начинают реально обращать внимание на общественные инициативы. Так, на прошлой неделе МИД России смог добиться освобождения российских моряков из плена в Ливии, где их незаконно обвиняли в контрабанде нефти. Для этого потребовалось порядка 170 тысяч голосов. Думаю, что и моя петиция должна быть обеспечена именно такой поддержкой, чтобы была принята во внимание. Лично я полагаю, что идеальным будет четверть миллиона подписей.

Сегодня картина со сбором подписей не настолько оптимистична, как ее хотелось бы видеть, — топчемся у отметки в 20 тысяч. Утешает только то, что для всех петиций в поддержку политических требований Азербайджана это количество — абсолютный рекорд. К слову, армянская сторона также неоднократно прибегала к сбору подписей под самыми разными петициями, но ей никогда не удавалось собрать более 8 тысяч подписей.

Долю собственно Азербайджана в этом количестве подписей я определяю в две трети, или 13 тысяч, тогда как остальная часть приходятся на другие страны мира, в первую очередь — на Россию и Турцию. Основное число подписей внутри Азербайджана дали Баку и Ленкорань. С Баку все понятно — единственный в стране мегаполис, в котором сконцентрировано подавляющее большинство наиболее активного и интеллектуально развитого населения. Ленкорань, из которой к петиции присоединились более 1,5 тысяч человек, в числе лидеров оказалась потому, что 8 мая я по инициативе госсоветника Азербайджана Кямаля Абудуллаева и при содействии фонда «Знание » при президенте Азербайджана посетил этот город и встретился со студентами и преподавателями Ленкоранского государственного университета, а также школьниками русского сектора школ города, которым рассказал о петиции и вообще о своей деятельности по укреплению российско-азербайджанского взаимопонимания и сотрудничества и попросил поддержать мою инициативу. Так Ленкорань дала порядка 15 % всех подписей под петицией, собранных в Азербайджане.

Этот успех я решил распространить по другим регионам Азербайджана, где есть университеты, потенциал которых можно использовать для организации сбора подписей. Поэтому на следующей неделе, опять же при поддержке фонда «Знание» при президенте Азербайджана я отправляюсь в вояж по периферийным азербайджанским университетам и собираюсь побывать в Гяндже, Мингечевире и Сумгайите.

Пользуясь случаем, я также прошу и читателей вашего портала оказать поддержку петиции и подписать ее, пройдя по ссылке:

Опубликовано 24 мая 2017, 3:08