Карабахский скакун — золотой символ Азербайджана

Карабахская лошадь Азербайджана считается одним из редких видов в мире и самым древним  в Азии и на Кавказе. Исследователи считают, что Карабахская лошадь является представительницей рода лошадей государств Манна, Мидия, Атропатена и  Албания.

Конь в Азербайджане издавна считался символом чести, благородства, успеха и победы. С давних пор о мужчине в Азербайджане судили по оружию и коню.

Один из древних регионов Азербайджана – Карабах — издревле славился особой породой вороных коней – «карабахские скакуны». На протяжении многих поколений эта порода принадлежала только карабахским ханам. Основным местом разведения чистопородных лошадей был Ханский завод, в котором было запрещено содержание коней других пород, что способствовало сохранению чистопородности Карабахского скакуна. Долгое время вывоз Карабахских скакунов за пределы Азербайджана был запрещён с целью сохранения военно-политического превосходства, так как в то время мощь армии во многом зависела от силы конницы. Ханский завод был основным питомником чистопородных лошадей, которых не продавали, а лишь преподносили в дар «в знак дружбы и признательности».

По сведениям международных каталогов, Карабахский скакун относится к древней породе верховых лошадей для езды в горах, выведенной на территории Нагорно-Карабахского региона Азербайджана. Карабахская порода лошадей вплоть до конца XIX века была красой и гордостью Кавказа, достойной не только княжеского, но и царского седла. Она также представляла собой одну из лучших восточных пород, оказавшую огромное влияние на верховое коневодство в XIX веке на юге России, улучшение донской лошади, а также некоторых животных европейских стран  — Польши, Франции, Англии.

Эта старинная порода верховых лошадей признана одной из лучших среди восточного типа. Карабахские лошади известны своей скоростью, проворностью, добрым нравом и блестящей шерстью. Карабахская лошадь -небольшая, в среднем рост ее — не больше 150 см, с хорошо развитыми мышцами, глубокой широкой грудью, крепкими ногами. Голова гордо посажена, лоб высокий. Двигается скакун четко и быстро.  Робкие и в то же время смелые, необычайно послушные и преданные хозяину, но и с «изюминкой» в характере, хорошо приспособленные для верховой езды и неутомимые на длинных дистанциях — это далеко не весь перечень характеристик  карабахского скакуна.

Но главной визитной карточкой этих лошадей является их золотистая масть, за что их назвали сарылар, то есть золотистые. А кроме золотисто-рыжей и золотисто-гнедой, была распространена необычная масть нарындж: шерсть жёлтой окраски при бурых гриве и хвосте, что-то среднее между буланой и соловой. Казалось бы, сам цвет характеризует темперамент коня.

При завоевании Кавказа русские были удивлены не только смелыми и дерзкими поступками джигитов, но и таким же норовом их коней. Карабахские кони, не пугаясь выстрелов противника, летели на артиллерийские редуты. Эта смелость так поразила военных, что уже в Отечественной войне 1812 года Карабахский скакун был задействован на передовой в боях с армией Наполеона. Особо хорошо кеглян (порода карабахских лошадей) показал себя в Первой мировой войне — многие воины Кавказской конной дивизии воевали именно на этих конях. 

Кавказские воины заботились о своих скакунах больше, чем о себе. Коней они кормили не травой, а кишмишем. Особенностью этих лошадей была выносливость в горных условиях. Карабахские лошади были красивы и грациозны. В народе их сравнивали с джейраном и газелью.

Начиная с  XIX  века, был разрешён вывоз Карабахских скакунов за пределы Азербайджана. Карабахские скакуны оставили своё потомство в донской, стрелецкой, ростопчинской породе. Карабахских производителей использовали и при выведении кабардинской лошади.

В XIX веке карабахская лошадь успешно собирала призы на многих выставках. В 1867 году на выставке в Париже золотисто-гнедой карабахский жеребец Хан получил большую серебряную медаль. Через два года на Второй всероссийской выставке карабахские жеребцы получили серебряную и бронзовую медали. В Карабахе тогда было много конезаводов.

В середине XIX века, например, только в Шуше их было одиннадцать, где насчитывалось 250 жеребцов и 1450 кобылиц. Конезаводы располагались и в других местах этого горного края. Но две мировые войны негативно повлияли на эту уникальную популяцию – она стала исчезать. В середине XX века власти Азербайджана задумались о возрождении карабахской породы. В 1949 году в Агдамском районе был открыт конезавод, на который свезли 27 наиболее типичных для карабахской породы кобыл, отобранных специальной комиссией в других районах Азербайджана. Утверждают, что при открытии завода на нем был только один, чудом уцелевший чистокровный жеребец-кеглян по имени Султан. Ученые-коневоды занялись выведением нового типа карабахской лошади с большой примесью арабских кровей. И результат оказался неплохим – кеглян XX века стал гораздо резвее на бегах, чем его исторический предшественник. К 1970-м годам коневодство в Агдамском районе вновь расцвело.

Война в Нагорном Карабахе в конце XX века поставила под угрозу исчезновения уникальную породу лошадей. Армянские боевики уничтожили кропотливый труд многих десятилетий в одночасье.

После нападения Армении на Карабахский регион Азербайджана, оккупанты захватили коневодческий завод Агдама. Этот завод был одной из первых целей ворвавшихся в город оккупантских сил. Армянские боевики, захватившие прекрасный город  Агдам с богатой промышленностью, фактически уничтожили его, а заодно — и процветающий конезавод. На месте завода сейчас пепелище, а на месте города – развалины. Но армяне не достигли своих грязных целей. Коневодам завода удалось вывести Карабахских лошадей незадолго до захвата города. Спасенные Карабахские лошади поначалу были размещены на территории хозяйства по размножению лошадей «Аран» Евлахского района. Однако неблагоприятные природные условия, не подходящие Карабахской лошади, вынудили коневодов разместить табуны на территории Лянбяранского зимовья Агджабединского района. На протяжении всех лет оккупации, несмотря на неприспособленность этой породы лошадей к неблагоприятным условиям, коневодам удалось вырастить новое поколение Карабахской лошади, сохранив все характерные черты породы.

В 1956 году Никита Сергеевич Хрущев подарил королеве Англии Елизавете II карабахского скакуна по кличке Заман. История его такова. Английская королева Елизавета II в молодые годы была заядлой лошадницей. На королевских конюшнях содержалось сразу 30 чистокровных скакунов, семья могла разъезжать в шести роскошных каретах, а сама королева, как утверждают, держалась в седле как настоящая амазонка. Так что лучшего подарка, чем породистый конь, придумать для венценосной особы было трудно. Именно так, видимо, и рассудил Никита Сергеевич Хрущев, готовясь к визиту в Англию в феврале 1956 года.

Заместитель министра по коневодству СССР Булганин немедленно  отправился в Азербайджан за живым подарком. Ростом невысокие, гармонично сложенные, выносливые, карабахские скакуны сразу запали в душу Булганина. Так, конек по кличке Заман обрел английское гражданство. Конь понравился королеве и жеребца Замана поместили в королевскую конюшню. Он  вошел в историю как первая азербайджанская порода лошадей, доставленная в лондонский замок. Жеребца Замана в дальнейшем также использовали в качестве производителя не только в Англии, но и во Франции и Германии.

Знаменательно, что через 60 лет, в честь 90-летнего юбилея Королевы Англии Елизаветы II, искусные азербайджанские наездники на Карабахских скакунах  показали грандиозное акробатическое шоу. Выступления на Карабахских скакунах в сопровождении Азербайджанского государственного ансамбля песни и танца имени Фикрета Амирова были представлены в Королевском конном шоу в Виндзорском замке. Наших танцоров, вышедших на арену в азербайджанских национальных костюмах, сопровождали выступавшие с шоу-программой на карабахских лошадях опытные наездники группы «Сювариляр» Государственной пограничной службы. Шоу-композиция, представляющая собой синтез азербайджанского национального танца и высших элементов верховой езды, вызвала большой интерес гостей. На мероприятии Азербайджан представляли 15 лошадей Карабахской породы. Карабахские скакуны произвели впечатление на королеву Елизавету II. Ее величество высоко оценила великолепие скакунов и мастерство наездников.

Сегодня в независимой республике проводятся эффективные мероприятия по восстановлению ценных пород животных.  Перед нами стоит важная задача — возрождение мировой славы карабахских скакунов.

Возрождение карабахской породы лошадей, этой национальной гордости азербайджанского народа, одного из национальных символов Азербайджана, является долгом всех нас — и государства, и граждан. Ведь карабахские скакуны, кроме всего прочего — живое воплощение земли карабахской, ныне находящейся под грязным сапогом агрессора. Карабахская лошадь была и остается гордостью Кавказа. Недавно азербайджанские власти и ученые спасли ее в очередной раз. Подход к решению проблемы здесь серьезный.

Недавно в печати было опубликовано Распоряжение Президента Азербайджанской Республики о дополнительной поддержке развития Карабахской породы лошадей в Азербайджанской Республике. В целях развития Карабахской породы лошадей и осуществления соответствующих мер в данной области Минсельхозу республики из резервного фонда Президента выделено два миллиона манатов. Такое решение главы государства вызвало всеобщее одобрение не только в коллективе Агдамского конезавода, но и среди многотысячных работников сельского хозяйства республики. В настоящее время разрабатывается обширный план мероприятий по исполнению распоряжения Президента Азербайджана по развитию данной отрасли.

Воистину, не влюбиться в Карабахских лошадей невозможно — оторвать глаз от этих изумительно красивых, гордых и смотрящих на вас загадочными глазами восточной красавицы лошадей просто очень трудно. Красивая голова с аккуратными ушками и большими выразительными глазами, стройная осанка и все тот же приковывающий к себе золотистый цвет, пожалуй, чуть ли не открывают в каждом, кто увидел их хоть раз, таланты поэта и художника. О бесценности Карабахского скакуна в своей поэме «Демон» писал и великий Михаил Лермонтов:

Под ним весь в мыле конь лихой
Бесценной масти, золотой.
Питомец резвый Карабаха
Прядет ушьми и, полный страха,
Храпя косится с крутизны
На пену скачущей волны.

Напомним, что древняя конноспортивная командная игра човган на Карабахской лошади в 2013 году была внесена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Аналитическая группа «Azerbaijan Realities» специально для AzRu.org

Опубликовано 3 января 2018, 16:45